Патагонская пустыня на юге Аргентины – суровая среда. Кажется, мало что процветает на его, казалось бы, бесконечных красных равнинах и пересохшей земле. И все же в этом маловероятном месте есть уникальное двуязычное сообщество. В его состав входят африкаанс и говорящие по-испански потомки около 650 южноафриканских буров, которые прибыли в Патагонию в первом десятилетии двадцатого века.
Буры
Буры ведут свое происхождение от голландского населения, которое поселилось на южной оконечности Африки в семнадцатом веке. Они вступили в конфликт с Британской империей по мере ее расширения в регионе, кульминацией которой стала Вторая англо-бурская война 1899–1902 годов. Многие буры, не желая принять британское правление, затем попытались переехать в другое место, включая Аргентину. Первые поколения бурцев в Патагонии жили изолированно. Но культурный сдвиг начался в 1950-х годах, когда поселенцы расширили контакты с близлежащими общинами в Сармьенто и Комодоро-Ривадавии. Сегодня пожилые члены сообщества – те, кому за 60 – все еще говорят на африкаансе, хотя их доминирующий язык – испанский. По мере того, как молодые поколения, которые говорят только по-испански, полностью интегрируются в аргентинское общество, двуязычное сообщество быстро исчезает.
Патагонский африкаанс
Для многих патагонский африкаанс является пережитком прошлого. Несмотря ни на что, ренессанс начался. Патагонский диалект африкаанс, на котором нигде больше не говорят, сохраняет элементы африкаанс до 1925 года, когда правительство Южной Африки признало его официальным языком. Таким образом, он дает уникальное представление об истории африкаанс за период до того, как его диалектные разновидности были сокращены путем стандартизации. Поскольку община жила за пределами Южной Африки более века, исчезновение наследия ее предков казалось неизбежным. К концу 1980-х наблюдатели охарактеризовали сообщество как практически «вымершее». Тем не менее, в течение последних двух десятилетий всплыл интерес к продвижению уникальной культурной самобытности буров. Это включает в себя приобретение места для размещения культурного центра и музея. Возрожденные традиции, такие как ежегодный игровой фестиваль, также были возрождены. Этот возобновленный интерес не был ограничен сообществом. В 1995 году антрополог Брайан дю Туа опубликовал «Колонию Бур», первую академическую историю поселения. В 2002 году журналисты Лилиана Перальта и Мария Морон рассказали об этом сообществе в En las tierras del viento, última travesía boer. В 2015 году сообщество было продемонстрировано в документальном фильме «Буры на краю света» (режиссер Ричард Грегори), который выиграл три южноафриканских премии в области кино и телевидения и вызвал значительный международный интерес. И сообщество продолжало привлекать внимание исследователей. Но его уникальность потребовала инновационного метода исследования. Во время съемок буров команда одновременно собирала данные в Аргентине.