Язык и музыка требуют ритма; иначе они не имеют никакого смысла. Они также построены из более мелких частей – слогов и музыкальных битов. И процесс овладения ими удивительно похож, включая точные движения, повторяющуюся практику и сосредоточенное внимание. Формирует ли музыка то, как мозг воспринимает звуки, кроме музыкальных нот. И если да, может ли изучение музыки помочь детям выучить язык?
Музыкальный опыт и речь
Обучение музыке в раннем возрасте (до семи лет) может иметь широкий спектр преимуществ помимо музыкальных способностей. Например, дети школьного возраста (от шести до восьми лет), которые участвовали в двухлетних музыкальных занятиях по четыре часа в неделю, демонстрировали лучшую реакцию мозга на согласные по сравнению со своими сверстниками, которые начали один год спустя. Это говорит о том, что музыкальный опыт помог детям услышать звуки речи. Но как насчет детей, которые еще не разговаривают? Может ли обучение музыке в столь раннем возрасте дать детям импульс для изучения языка? Первый год жизни – лучшее время в жизни для изучения звуков речи. Тем не менее, ни одно исследование не изучало, может ли музыкальный опыт в младенчестве улучшить речевое обучение. Девять месяцев – это пиковый период для изучения речи у детей. В течение этого времени они учатся обращать внимание на различия между различными речевыми звуками, которые они слышат в своей среде. Умение различать эти звуки – ключ к обучению говорить позже. Лучшая способность различать звуки речи в этом возрасте связана с производством большего количества слов в возрасте 30 месяцев.
Ритмическая последовательность
В нашем исследовании мы случайным образом поместили 47 девятимесячных детей в музыкальную группу или контрольную группу и выполнили 12 15-минутных занятий, предназначенных для этой группы. Младенцы в музыкальной группе сидели со своими родителями, которые руководили ими во время сессий, вовремя подбирая ритм под музыку, чтобы помочь им выучить сложный музыкальный ритм. Младенцы в контрольной группе играли с игрушечными машинками, блоками и другими предметами, которые требовали скоординированных движений в социальной игре, но без музыки. После сеансов мы измерили реакцию мозга ребенка на музыкальные и речевые ритмы с помощью магнитоэнцефалографии, техники визуализации мозга. Новые музыкальные и речевые звуки были представлены в ритмической последовательности, но ритмы иногда прерывались пропуском ритма. Эти нарушения ритма помогают нам измерить, насколько хорошо мозг ребенка был отточен до ритма. Мозг дает специфическую схему реакции при обнаружении неожиданного изменения. Больший ответ показывает, что ребенок лучше следовал ритмам. У детей в музыкальной группе были более сильные реакции мозга на звуки музыки и речи по сравнению с детьми в контрольной группе. Это показывает, что музыкальный опыт уже в возрасте девяти месяцев улучшил способность младенцев обрабатывать как музыкальные, так и речевые ритмы.