Сегодня очень многие люди говорят о том, что современный человек перестал быть достаточно внимательным, меньше использует свою память и меньше обсуждает то, что получил. Причина в чрезмерном количестве информации, которая сегодня окружает нас. Но только ли сейчас начался этот процесс, и почему многие люди винят в нем именно алфавит?
Причина в том, что человек до создания письменности воспринимал мир совершенно по-другому. Это получилось доказать тогда, когда были проведены многочисленные исследования относительно речи древних народов, которые дожили до наших дней без использования письменности и без представления о ней. Культура их отличается от современных письменных народов, но и не только она. Те народы, которые не имеют алфавита, по мнению ученых, воспринимали мир вообще иначе, так что нам сегодня трудно это даже представить. По-другому проходила даже категоризация мира в принципе, и систематизация его составляющих для создания единого целого. Ранее считалось, что в языке, который основан на алфавите, обязательно должно быть несколько основ. Это представления о пространстве и времени и деление существующих предметов на объекты действия и субъекты действия. Как оказалось, и без этого может существовать и человек, и речь и устное представление об алфавите. Такие представления специфичны в каждой отдельной семье языков, и то что является основой существования в одной семье может быть просто не нужным в другой языковой группе. Благодаря развитию алфавита человек перестал наблюдать реальность в ее целостности, он стал ее анализировать и систематизировать, а это приводит к тому, что намного чаще он видит то, что привык или хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. Наше сознание стало претерпевать изменения еще при появлении алфавита, а сегодня постепенно распространение книг, а потом и еще более доступной информации через всемирную сеть, просто завершило то, что было начать еще много столетий назад.
Доверяясь написанному, мы перестали помнить, доверяясь вторичному восприятию, мы перестали быть внимательными, но вместе с этим получили возможность для обучения и передачи знаний, исследования и развития мозга – и это не так уж плохо.