В большинстве языков мира, при том, насколько они отличаются друг от друга, встречается примерно одинаковая иерархия слогов. Почему из века в век разные цивилизации, создавая свои уникальные языки и системы письменности, выбирают одни и те же слоги? Как оказалось, причина не только в удобстве произношения. Хотя бесспорно, более удобные для языка слоги будут употребляться чаще, на отбор влияет еще огромное количество принципов, совершенно абстрактных и не имеющих отношения к удобству.
Общая иерархия
Есть простые примеры такой вот иерархии в разных языках. Очень часто встречается такой слог как «блиф», а вот «лбиф» не встречается почти никогда. Во время проверки испытуемых, взрослых и детей, с разным родным языком, чтение более часто употребляемого слога почти никогда не вызывало проблем, люди крайне редко ошибались. В случае более редкого ошибок было значительно больше. Закономерность верна не только для носителей разных языков вне зависимости от употребления в их родной речи данного слога, но и для больных дислексией, которым просто читать сложно. Почему же она возникает?
Простота
Основные критерии, по которым совершается выбор – простота звучания и определения. Проще говоря, те звуки, что проще произнести, будут намного чаще встречаться в речи. Но не только произношение предъявляет свои претензии – играет роль и восприятие. Ранее было выяснено и доказано, что при восприятии звуков работают области коры, отвечающие за моторику. То есть, человек, слушая чужую речь, словно бы сам проговаривает ее, и таким образом помогает себе разобраться в сочетаниях звуков. Таким образом, удобство внутреннего восприятия и воспроизведения оказывает влияние на выбор слогов. Есть те слоги, восприятие которых обеспечивает меньшую активность моторной зоны коры, и потому они воспринимаются нами тяжелее. Такие звуки кажутся нам несуразными, несочетаемыми, неприятными.
Абстрактные законы
Интересным оказалось и то, что в человеческой речи чаще встречаются те слоги, что проще сочетать с другими, что не усложняют произношение и восприятие. Но при этом нельзя сказать, что удобство было единственным условием выбора, что смогли обнаружить исследователи. Они сообщили также о сложности восприятия и репрезентации, но не смогли сделать единственного определенного вывода. Кроме того, что на выбор скорее всего влияют и законы лингвистики, что мы пока проанализировать не можем.